официальный сайт МКДОУ "Солнышко" с. Старая Полтавка Волгоградской области

Волгоградская область, с. Старая Полтавка, ул. Октябрьская, 43

Телефон

8(84493) 4-42-86

Эл. почта mdousolnyshcko@yandex.ru

 

 

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

- Мама, посмотри, как у меня получилось! Красиво? Это буква "Б", мы сегодня ее учили! - с восторгом ребенок показывает свои достижения в написании новой буквы подошедшей маме.

- Какой ты у меня молодец! Как у тебя здорово получается! Вот, смотри, вот ЭТА буква получилась самая красивая и правильная. Попробуй  писать так, чтобы все были похожи на нее. Потом покажешь мне? Я тебе еще одну интересную историю расскажу, как я училась писать эту букву.

   Мама улыбнулась, пригладила растрепавшиеся волосы сына и направилась в кухню готовить ужин.

-Хорошо, я буду стараться,- соглашается малыш.

   Вот такая маленькая история из жизни. В каком случае может прозвучать подобный диалог, дорогие родители будущих первоклассников? Да, вы правы, только  том случае, когда родители не только озабочены интеллектуальным развитием своего ребенка, но и сами включаются в этот процесс.

   Сегодня хочется поговорить о готовности старшего дошкольника - будущего первоклассника - к школьному обучению. Что важно в первую очередь сформировать у ребенка, чтобы он в будущем с удовольствием не только ходил в школу, но и самостоятельно старался справляться с домашним заданием, не ожидая напоминания или помощи со стороны взрослых, еще даже не познакомившись с заданием?

   Этот вопрос тревожит, наверное, всех родителей будущих первоклассников.

   Начнем с психологии детей возрастной категории 5-6 лет. Этот период - самый "удобный" для формирования мотивации к школьному обучению, т.к. детки этого возраста находятся на этапе развития социальных контактов, у них развивается любознательность, желание достижения поставленной цели, но все это - при условии соучастия воспитывающих взрослых. И необходимым условием для этого является окружающая среда, которая может либо способствовать развитию ребенка, либо тормозить его развитие. Почему так? Неужели окружающие люди могут способствовать торможению развития ребенка? К сожалению, да... своим отношением, когда ребенок делится своим успехом, показывая взрослому свое "произведение", а родителям - "не до этого, и вообще: какие игры, когда  времени и сил хватает только на работу, кухню, стирку и уборку"? Первый раз такое случилось, второй раз... А потом ребенок просто не хочет делиться со взрослыми своими достижениями, и вообще: "им это неинтересно - значит мне это не надо" - подсказывает подсознание ребенка, напрочь отбивая ему охоту чему-либо научиться.

   Сегодня наблюдается тенденция перевода ребенка этого возраста родителями из детского сада в различные развивающие центры для якобы успешной подготовки его к школе. Но так ли это на самом деле? Будет ли ребенок более успешным в школе, если его научить читать и писать до школы? Достаточно ли этого для того, чтобы ребенок впоследствии с удовольствием посещал школу? Будет ли сформирована у него достаточная мотивация для этого? И чем отличается пребывание ребенка этого возраста в развивающем центре, доме детского творчества от пребывания в детском саду?

   Оформляя свое дитятко в развивающий центр, родители делают все, чтобы ребенок скорее научился читать и писать, и для этого они готовы расходоваться не только материально, покупая все необходимое для этого. Они постоянно спрашивают его: чему новому он сегодня научился, что освоил, что у него получается, а что не получается, то есть, они готовы уделять своему сыну или дочке время и силы на освоение нового материала, тем самым включаясь в этот развивающий процесс. Но вот почему ребенок такой перевозбужденный к вечеру? Капризы какие-то появились, иммунитет упал - чаще болеть стал...

   Ааа, мы же лишили ребенка дневного сна, который еще так необходим в этом возрасте!!! Психика старшего дошкольника - очень тонкая структура, которая требует особого внимания. Процессы возбуждения в коре головного мозга должны балансироваться процессами торможения, а это происходит только при сбалансированном энергообмене. Если даже ребенок не спит во время дневного отдыха, а просто лежит - он уже нормализует процесс энергообмена дыханием. В лежачем положении мы "хотим-не хотим", а дышим, включая в процесс дыхания диафрагму - главную дыхательную мышцу. А диафрагмальное дыхание - это уже гарантия сбалансированной работы детского организма. В вертикальном положении этому нужно учиться до автоматизма. Но вопрос дыхания - это другая тема. Самое главное - мы способствуем поддержанию здорового образа жизни ребенка в режиме дня, что исключается, когда ребенок постоянно находится в познавательной активности развивающего центра. 

   Что мы наблюдаем, когда ребенок этого же возраста посещает только детский сад? "Чем вас сегодня кормили? Ты все скушал? Руки мыл перед едой?" На бытовом этапе вопросы родителей чаще всего заканчиваются. Это уже либо дома, либо по дороге домой. А в детском саду, когда ребенок показывает на полочку с детским творчеством, желая привлечь внимание мамы, папы, бабушки к тому, ЧТО он сегодня сделал, ЧЕМ занимался - чаще всего за усталостью после прошедшего рабочего дня родители как-то не очень обращают на это внимание. Ну а дома - телефон, планшет, в котором те мультики, которые позволяют маме спокойно приготовить ужин на всю семью и вещи на завтрашний день. Ведь детский сад - это так..., вроде, только игры...

   Но, дорогие родители, смею вас огорчить, что это не так. Вот именно через игру и формируется ВСЁ, что потом будет вам помогать, когда ребенок переступит через порог школы. Только через игру мы можем правильно и устойчиво сформировать и усидчивость, и любознательность, и желание достигать поставленной цели, и правильно вести себя на уроке. Только игра может помочь нам достойно подготовить ребенка к школе, не вызывая в будущем нежелание ее посещать и делать уроки. Но при условии такого же полного "включения" в процесс развития ребенка, как это делают родители тех детей, которых перевели из детского сада в "более серьезную атмосферу". И здесь присутствует перечень нюансов.

   Вот мы перевели ребенка из детского сада, вот он научился читать и писать. Что дальше? Дальше - ребенок идет в школу и у него через некоторое время - напрочь отсутствует желание туда ходить. Почему? Он же уже все умеет: читает бегло, складывает и вычитает в уме, пишет что-то... Но почему ему не хочется учиться?

   Все дело - в мотивации. Когда 5-6-летнего ребенка мы сажаем за парту и уже, не подготовя его предварительно, требуем скорого послушания и достойного поведения во время "урока"(ведь занятия в развивающих центрах проходят в виде уроков), мы наблюдаем, что первое время - да, ребенок, попадая в новую среду с новыми правилами - сначала заинтересовывается этим, старается все делать, как требуют от него взрослые, но... Потом - он уже "наигрался в школу". Всё. Он уже научился всему, у него в этом плане возрастает самооценка и ему совершенно неинтересно, что там говорит учитель в школе.

   Беседуя с учителями начальной школы, делаем вывод: да, ребенок в школу приходит "как бы подготовленный" - что-то уже умеет: читает, пишет, но... вот учиться не хочет и всё тут. С одной стороны - поначалу как бы удобно самому учителю, а потом сам учитель хватается за голову, не зная, чем заинтересовать ребенка, чтобы ему было интересно (простите за тафтологию) познавать новое. И начинаются замечания в дневниках: "крутился на уроке", "пришел неподготовленным", "не умеет вести себя на уроке", "прошу принять меры" и т.д.

   Что делать? А ничего. Просто вместе с интеллектуальным развитием ребенка надо было формировать МОТИВАЦИЮ... Опять повторюсь, что в этом возрасте она формируется только через игру.

   В нашем детском саду работают очень талантливые педагоги, желающие "вырастить" из малышей достойное поколение, способное впоследствии "обеспечить наше будущее". Какие методические материалы они готовят для этого, какие игры придумывают! Уже который год в подготовительных группах с ребятками занимаются ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ, что действительно позволяет замотивировать их на решение поставленных задач, причем все это последовательно нарастающим развивающим эффектом с усложнением, что помогает ребенку развиваться все лучше и лучше. Именно в этом возрасте психика ребенка способна реагировать на нейропсихологические упражнения для развития интеллекта и мотивации к школьному обучению, которые мы применяем в процессе пребывания старших дошкольников в детском саду.

   На каждом родительском собрании в каждой возрастной группе мы говорим об особенностях возраста, на что обратить внимание, предлагаем методический материал для взаимодействия родителей с ребенком за стенами дошкольного учреждения. И что самое интересное - родители, заинтересованные в успешном развитии ребенка приходят, берут этот материал, и дома - и в печатном виде, и на компьютере выполняют интересные игровые задания (а такие задания у нас тоже есть - сегодня это очень актуально, т.к. ребенок в этом возрасте уже способен через эти задания освоить компьютер не "для игр и развлечений", а "для дела").

Описание: D:\Users7\Samsung\Desktop\МОИ ФЛЭШКИ\флэшка 26.03.19\со старого компа для моей работы-все!!!!!\детский сад\ДОУ\картинки\картинки семья\0f7bd39bb1af.jpg

   Есть, конечно, к нашему великому сожалению, и такие родители, которые не вовлекаются в процесс развития ребенка, оправдывая себя тем, что "мне не до этого, пусть его без меня научат". Но ведь вся ответственность за ребенка - на родителях. Мы - педагоги - только предлагаем свою помощь, и если родители отзываются и уделяют своему чаду время и внимание - толк будет, ребенок не только всему научится, но он с удовольствием будет постигать непознанное, будет стараться достичь поставленной цели, решать сложные задачки... если только будет видеть во взгляде родителей (воспитывающих взрослых) восторг и желание дальнейшего успеха. А для этого просто необходимо не только выделить определенное время для взаимодействия с ребенком, но и "отдавать" ему свои положительные эмоции, позитивный настрой.

   Я желаю всем родителям старших дошкольников внимательнее относиться к здоровью малышей, соблюдая режимные моменты бодрствования и отдыха, уделять им свое драгоценное время и внимание, чтобы они впоследствии радовали нас своими успехами, с желанием стремились в школу, проявляя там все свои качества и развиваясь во всех направлениях, оправдывали желания педагогов, исполняя их требования в процессе обучения... А мы будем надеяться, что из наших сегодняшних малышей вырастет достойное поколение, которое со временем придет на смену нынешнему и сможет обеспечить нам достойное будущее.

Педагог-психолог МКДОУ

детский сад "Солнышко"с. Старая Полтавка

Эдемова Эльмира Равильевна

Август-2020